Са́бо Иштван (Szabó) (р. 1938), венгерский кинорежиссёр. Героика и трагизм войны, послевоенное возрождение, становление характера современника, соотношение идеалов и реальности - темы фильмов «Отец» (1966), «Любовный фильм» (1970), «Будапештские рассказы» (1976), «Доверие» (1979). Трилогию о личности и власти, роли индивидуума в истории составили фильмы «Мефисто» (1981), «Полковник Редль» (1985), «Хануссен» (1988).
* * *
САБО Иштван - СА́БО (Szabo) Иштван (р. 18 февраля 1938), венгерский кинорежиссер, сценарист.
Окончил режиссерский факультет будапештской Высшей школы театра и кино в 1961. Его дипломный короткометражный фильм «Концерт» получил международное признание (в том числе премию на МКФ в Оберхаузене-63). Затем на молодежной Студии Белы Балаша (был и среди ее основателей) снял еще две короткометражки - «Вариации на одну тему» и «Ты», поэтические, полные изобретательности и переменчивых настроений. В 1964 вышла первая полнометражная картина «Пора мечтаний» (премия на МКФ в Локарно-65) - эскизная, акварельная, лирико-исповедальная, в которой искания двадцатилетних, вступающих в самостоятельную жизнь, соотнесены с судьбами других поколений, с историей страны.
Эта тема и стилистика получили развитие в лентах «Отец» (1966, главный приз поровну на МКФ в Москве и премия в Локарно-67) и «Любовный фильм» (1970). Тематическое, жанровое и стилистическое родство трех произведений объединило их в трилогию. История страны и переплетающиеся с ней судьбы отцов, их испытания явились ведущими мотивами в фильме «Улица Тюзолто, 25» (1973, главная премия на МКФ в Локарно-74), где, как в калейдоскопе, перемешались образы снов и обрывки памяти. Размышления о послевоенной судьбе Венгрии обрели символически обобщенную форму в ленте-метафоре «Будапештские сказки» (1976). В «Доверии» (1979, премия на МКФ в Западном Берлине-80), камерной драме, разыгрывающейся в обстоятельствах оккупированной Венгрии 1944, Сабо вновь предстал лириком и психологом.
В 1980-е годы он создает историческую трилогию, принесшую ему мировую славу. В фильмах «Мефисто» (1981, по Клаусу Манну (см. МАНН Клаус), премия жюри за сценарий и приз ФИПРЕССИ на МКФ в Канне, премии «Оскар» и «Давид» Донателло»-82), «Полковник Редль» (1984, премия на МКФ в Канне-85) и «Гануссен» (1988) анализируется сходная судьба: человек, снедаемый комплексами, жаждущий успеха, вступает ради него в сделку с дьяволом, будь то правящий фашизм или агонизирующая империя. В этой трилогии Сабо уже не акварелист, предпочитающий эскизность и мягкую растушевку, а живописец с крупным, энергичным мазком, художник экспрессивно-драматической темы, мастер, демонстрирующий изысканную постановочную культуру.
В начале 1990-х годов Сабо возвращается к современности. В ленте «Встреча с Венерой» (1991) в рамках любовной истории раскрывается самочувствие восточноевропейского человека при встрече с открывшимися ему другим миром, иной культурой. В оглушительно-горькой и жесткой, как следственный протокол, картине «Милая Эмма, дорогая Бебе» (1992, специальная премия на МКФ в Берлине, приз «Феликс» за сценарий) исследуется духовное состояние людей в решительно поменявшейся в конце 1980-х - начале 1990-х годов венгерской реальности, судьба иллюзий и идеалов предшествующей эпохи в период реформ. Киноэпос «Вкус солнечного света» (2000) повествует о трех поколениях еврейской семьи Зонненшайн, проблемах идентификации и адаптации европейских евреев. Наряду с игровыми фильмами Сабо снимает документальные короткометражные эссе («Сон о доме», 1971, премия на МКФ в Оберхаузене-72; «Карта города», 1977, главный приз на МКФ в Оберхаузене, и др.), а также телевизионные ленты («Зеленая птичка», 1980, «Игра в кошки-мышки», 1982). Работает в разных странах Европы. Ставит также оперные спектакли. Преподает в будапештской Высшей школе театра и кино, является одним из основателей Европейской киноакадемии.